Северный ветер, Ренаты Литвиновой. Рецензия на фильм

О картине

Гротескный многоуровневый мир фильма «Северный ветер» повествует о матриархальном клане Северных полей — мифического места, расположенного на заднем дворе Кремля, в котором царит богемная атмосфера с непрерывными празднествами, бесконечными запасами шампанского, богатыми нарядами и интерьерами. Маргарита (играет Рената Литвинова) на протяжении всей ленты ждёт Его — неизвестного гостя, о личности которого не знают даже самые близкие родственники героини.
«- А это человек?, — спрашивают родственники героини.
— А это мужчина?, — кто-то задает вопрос, на что она лишь кокетливо улыбается.»

Главой клана является ироничная пожилая женщина по имени Вечная Алиса (Татьяна Пилецкая), две её сестры – элегантная Маргарита, которая фактически управляет всем кланом и своеобразная экономка Лотта (Галина Тюнина), блуждающая в лабиринтах времени. Также не стоит забывать о второстепенных героев, включающих в себя мажордома (играет знаменитый переводчик Василий Горчаков), секретаря (Кирилл Трубецкой), кузена Бориса (Максим Суханов), но все же большая часть времени на кадре выделена именно женским персонажам.


У клана есть один обычай — каждый Новый год в полночь все члены семьи собираются в доме ожидая тринадцатого удара циферблата специальных часов, чтобы написать желание на бумажке, сжечь её и выпить пепел вместе с шампанским. Но однажды, такой ритуал послужил началом для запуска череды происшествий что привели династию к неизбежному увяданию. У Маргариты есть сын Бенедикт, которого она чрезмерно оберегает от его возлюбленной — бортпроводницы по имени Фанни. В новогоднюю ночь Бенедикт приводит ее на празднество, где будет происходить помолвка.

От Фанни прозвучит тост «За любовь — до гроба и после гроба». После семейного застолья девушка отправится в рейс где погибнет в авиакатастрофе. Ещё не оправившись от горя, вдовец создает семью с сестрой Фанни – неприметной по сравнению с погибшей невестой Фаиной. Также после того вечера Ада (дочь Лотты) и ее спутник профессор Жгутик расстанутся, Ада уйдет к женщине игнорируя шантаж и абьюз своего кавалера. С этого момента земля Северных полей начинает гнить, а с ними воедино и сундуки с деньгами, фамильные драгоценности, роскошный дом. Сам клан начинает распадаться и беднеть. Наблюдая катастрофические последствия этого застолья глава клана (Маргарита) решается на страшный поступок…

Актерский состав

В фильме снимались такие актеры как Татьяна Пилецкая в роли Вечной Алисы, персонаж инфантильного Бенедикта был отдан Антону Шагину, безликую и примитивную сестру погибшей невесты — Фаину играла Софья Эрнст, чудаковатую экономку – Лотту сыграла Галина Тюнина , Светлана Ходченкова имела честь отыграть роль бедной актрисы — Матильды, Ульяна Добровская в качестве персонажа погибшей невесты  — Фанни, Ада – девушку, которой была посвящена отдельная сюжетная линия, сыграла Манана Тотибадзе и сама создательница кинокартины — Рената Литвинова взяла роль Маргариты.

Отдельно стоило подметить актерскую игру некоторых исполнителей. Литвинова всегда умела правильно подбирать актеров для роли, привлекая в свои фильмы людей весьма неожиданных для данного жанра. Таким образом там оказалась Светлана Ходченкова – актриса, привыкшая работать с мейстримом российского кино. Какова бы могла быть в принципе её участь в данной фантасмагории?

Однако, Рената Литвинова подыскала ей наиболее уместную в данном контексте роль. Оказавшись в артхаусной обстановке ей была предоставлена возможность играть персонажа мелкой актрисы, падкой на гонорары. Выбор на Софью Эрнст пал неспроста. Она отлично вписывается в роль непримечательной и неприятной героини, потому как в реальности девушка получает множество упреков в свой адрес по поводу того, что она получила данную роль «по знакомству» (одним из спонсоров «Северного ветра» стал Константин Эрнст).

Картина пестрит яркими ролями начиная с оригинальной манерой игры Ренаты Литвиновой, заканчивая актерским мастерством старой школы Татьяны Пилецкой. Некоторые же персонажи, судя по отзывам и комментариям в сети, выглядели в лучшем свете если бы очутились на сцене играя спектакль — вычурная и трагикомичная манера игры приходится по вкусу не всем зрителям.

 

Музыка к фильму

 

Работа над саундтреком велась на протяжении нескольких лет. В конечном итоге перед аудиторией предстали пятнадцать неоклассических треков к фильму, часть из которых так в него и не вошла. В данном произведении сошлись минималистическое фортепиано и электроника.

Преимущественно во всех композициях акцент делался именно на музыкальную часть, лишь в треке «Злой человек» можно услышать голос певицы. Большинство музыкальных произведений картины принадлежат Земфире, лишь три композиции не принадлежали ей.

Параллельно певица занималась созданием своего номерного альбома «Бордерлайн» — первый сборник, выпущенный Земфирой за последние восемь лет. Кроме посвященного картине сборника саундтреков для фильма сюда также вошел трек «Крым» из альбома «Бордерлайн», а для композиции «Ария дивы» (который звучал еще в трейлере) пригласили известную оперную исполнительницу — Хиблу Герзмаву.


Песня «Злой человек» — единственная в которой есть слова. Под влиянием этого произведения были созданы несколько эпизодов в фильме. Можно сказать, что благодаря своей работе Земфира стала своеобразным соавтором данного произведения.

 

Об авторе

 

Сама жизнь создательницы фильма наполнена множеством интересных фактов. К примеру, впервые Рената попробовала себя в роли актрисы в девятом классе, когда снялась в рекламе драгоценностей. В детстве она имела свои взгляды на жизнь, поэтому практически не имела друзей, так как много ребят не понимали её убеждений.

Плюс ко всему актриса всегда выделялась и физически — была намного выше своих сверстников, что послужило дополнительным поводом для насмешек. Позже её философия отобразилась на творчестве актрисы, включая авангардное произведение «Северный ветер» — третий по списку авторский фильм Ренаты, предшествующие ему «Богини: Как я полюбила» (2004) и «Последней сказки Риты» (2012). Все картины были созданы исключительно самостоятельно – сценарий был написан Ренатой Литвиновой в одиночку.

Северный ветер, Ренаты Литвиновой. Рецензия на фильм

Детали сюжета

Фильм был создан в 2021 году по сценарию предшествующей пьесы, что ставилась на сцене МХТ им. Чехова с 2017 года. Но, по словам Ренаты Литвиновой, данная картина не является дословным повторением её сюжета. Взамен режиссёр предлагает своеобразное продолжение данной истории. Изначально Рената думала даже изменить название фильма чтобы он не имел никаких ассоциаций с пьесой. Сама Литвинова обозначает жанр действа как «реальную фантасмагорию», а описывает ее как «спектакль о Севере, Смерти и Любви». Картина была посвящена Кире Муратовой — украинскому кинорежиссёру, сценаристу и актрисе.

Судя по общей композиции фильма в картине можно найти отсылки к таким произведениям как «Семейка Аддамс», «Мастер и Маргарита», «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера, «Мешок без дна», «Бриллианты. Воровство» и «Вокальные параллели» Рустама Хамдамова, присутствует даже энергетика «Пятого элемента» Люка Бессона в момент, когда Маргарита решила сделать сюрприз своей семье и наняла на Новогоднюю ночь оперную певицу. В дополнении ко всему Рената черпала вдохновение со своих предыдущих проектов – к примеру, имена героинь – Маргарита и Фаина из картин «Последняя сказка Риты» и «Богиня: как я полюбила»; сюжетная линия о погибшей в авиакатастрофе стюардессы – прямая отсылка на фильм «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой, где Рената сыграла главную героиню.

Северный ветер, Ренаты Литвиновой. Рецензия на фильм

В фильме есть масса особенностей. К примеру, все участники «высшего сословия» имеют более вычурные, иностранные имена (Бенедикт, Лотт, и т.д.), в то время как слуги обычно зовутся Пахомами и Еремеями. Вполне возможно, это отсылка на социальное и ментальное неравенство в России.

Рената поднимает множество противоречивых вопросов на тему пластических операций, однополых отношений, наркотиков и алкоголя. Само же время в «Северном ветре» протекает не так как в этом измерении. Новый год отмечался в кадре как минимум десять раз за два часа экранного времени, да и сама «реальность» по понятию Литвиновой немного разнится от привычной, наиболее очевидно это было передано в сцене где Маргарита распивает шампанское на балконе с видом на совершенно непохожий Кремль.

Северный ветер, Ренаты Литвиновой. Рецензия на фильм

К возможным претензиям зрителей можно отнести непонимание стилистики диалогов, которые отличны от традиционной подачи в кинематографе – они чрезмерно условны, что является поводом для ошибочных суждений об актерской игре. Мелодрама данного произведения скрыта под театральной обстановкой, также об этом могут судить и общая обстановка картины с матриархальной усадьбой, по виду напоминающей нечто из чеховской постановки.

Северный ветер, Ренаты Литвиновой. Рецензия на фильм

Весь мир «Северного ветра» был создан с одной целью — быть разрушенным. По окончанию своего жизненного пути, Маргарита попадет параллельное измерение, возможно, загробное или же просто иной мир— она сможет наконец освободиться от чар фамильного дома. Где время будет идти вспять (снежинки взмоют с земли в небо), а место будет окутано урбанизированными декорациями (разве что стилизованный вагон метро — старого образца).

В холле станции «Тринадцатая» ее будет ждет он — тот самый заветный гость, чьего звонка она так и не услышала. Впечатление от фильма может разнится у каждого зрителя. Все зависит от того что определенный человек ожидает, когда идет в кино. Но, решительно можно заявить о том, что любителям необычных ощущений и нестандартного подхода к искусству, проявлению аратхаусной основы в кинематографе, фильм придется по душе.

 

Добавить комментарий

13 − два =

Adblock
detector